Правило 1. Знание о своем намерении (результате)
Прежде всего, вы должны четко знать, чего вы хотите от общения с человеком. Это может быть получение внимания, установление добрых отношений, заключение сделки. Если мы сознательно идем на контакт с человеком, то должны знать, чего мы хотим.
Вообще, для чего люди общаются друг с другом? Какова цель любого общения?
Например, цель моего как доктора общения с пациентом – помочь человеку стать здоровым и счастливым. Достижение этой цели (то есть помощь другому человеку) способствует моей самореализации, моему личному росту и развитию.
Цель моего общения с близкими (и не только с близкими, а и с каждым человеком) – сделать их радостными и счастливыми. Ведь это напрямую связано с моей радостью. Чем счастливее мое окружение, тем лучше я себя чувствую.
Получается, что успешное общение с окружающим миром способствует моему собственному росту и развитию как человеческого существа. Это и есть цель любого общения. Надо сделать окружающий мир немного светлее и радостнее.
Правило 2. Внимательность
Как вы уже поняли, вы можете получить очень много информации о человеке и его модели мира. Через характерные слова, движения тела и голос. Главное – быть внимательным и развивать свою чувствительность. У каждого из нас есть колоссальные возможности восприятия, и теперь есть повод ими воспользоваться.
Движения глаз и движения тела, а также предикаты дают вам незаменимую информацию о процессах, происходящих в мире другого человека. Вы не обязаны следить за содержанием. Потому что содержание у каждого свое. Будьте внимательны к самому процессу общения – и вы начнете понимать и замечать многое.
По поводу внимательности есть хороший анекдот.
Один турист шел по полю, где паслись коровы. Увидев пастуха, развалившегося под деревом, он подошел узнать, который час. В ответ на вопрос пастух, слегка приподнявшись, поднял вымя ближайшей коровы и ответил:
– Без десяти минут четыре.
Турист отошел в полной задумчивости. Побродив немного, он вернулся, подошел к пастуху и опять спросил:
– Который час?
Пастух снова поднял вымя коровы и ответил:
– Десять минут пятого.
– Но как вы по вымени определяете, сколько времени? – спросил турист с недоумением.
– При чем тут вымя? – удивился пастух. – Я его поднял, потому что оно загораживало мне часы на городской ратуше.
Правило 3. Гибкость
Гибкость – это способность говорить и действовать в соответствии с моделью мира собеседника. Умение присоединяться к нему и вести его за собой. Для этого необходимо быть очень внимательным и иметь богатый репертуар возможностей, иметь выбор перехода из одной реальности в другую.
В общении ведущим будет тот, кто обладает большим выбором.
Когда у вас есть эти три способности: знание результата, внимательность и гибкость – меняйте свое поведение, пока не получите нужные вам реакции.
При общении вы можете использовать множество различных способов и методов достижения результатов. И никогда не останавливайтесь на достигнутом. Пусть в мире человеческих отношений у вас будет постоянно прогресс.
Правило 4. Чистота помыслов
Это очень важное правило, о котором многие забывают при общении.
Все, что я делаю, должно быть благоприятно для меня и окружающих.
Всем нам хочется, чтобы наше общение с людьми было плодотворно и приносило нам радость. Весь вопрос в том, ЧТО ЛИЧНО ВЫ можете сделать для этого? Как организовать свое поведение и свой опыт, чтобы общение было максимально эффективно и приятно для обеих сторон?
Упражнение
Сегодня в течение дня пообщайтесь с разными людьми. Пусть у вашего общения будет конкретная цель: сделать человеку чтото приятное. Не важно что. Важно, чтобы после общения с вами у другого человека да и у вас появилось в душе больше доброго и светлого.